Недвижимость для хипстеров: какое жилье выбирает московский креативный класс

На фоне повышенной конкуренции застройщики пытаются добавить в жилье модных «фишек». Скептики зачастую посмеиваются над этими «хипстерскими» нововведениями, считая их преходящей модой. Редакция IRN.RU выяснила, насколько велика аудитория, которую цепляют такие проекты, и где могут купить жилье москвичи, относящие себя к креативному классу.

Хипстеры на рынке

Понятие «креативный класс» было введено в 2002 году американским экономистом Ричардом Флоридой. Этим термином он называл представителей творческих профессий, а также людей, работающих в сфере инноваций: журналистов, дизайнеров, ученых, разработчиков и т.п. В отличие от других представителей среднего класса, эти люди стремятся продвигаться не столько вверх по иерархии, а горизонтально – в поисках более творческой работы, отвечающей их личной самореализации.

В России креативный класс во многом ассоциируется с субкультурой хипстеров, ставшей популярной в середине нулевых и начале 2010-х годов. Сейчас подросшим «хипстерам» около 30 лет, и многие из них решают жилищный вопрос.

По словам управляющего партнера компании «Метриум» Марии Литинецкой, представители «креативного класса» не являются основной аудиторией покупателей столичных новостроек: «По нашим оценкам, их доля составляет в среднем по рынку не более 5-7%. Большинство сегодняшних клиентов – это семьи с детьми, которые занимают до 70% рынка. Именно на них и ориентируются многие девелоперы при разработке концепции проектов».

Однако многие семейные покупатели – те же подросшие хипстеры. Поэтому помимо детской инфраструктуры и удобных для семьи планировок их интересуют атрибуты этого образа жизни (творческая профессия, модные кафе и бары рядом, необычные пространства, велодорожки, гаджеты и т.п.). По мнению руководителя департамента аналитики АН «Бон Тон» Елены Чегодаевой, они составляют заметную часть аудитории в возрасте 25-35 лет. «Социальный потрет людей, составляющих «креативный класс», можно дополнить следующими штрихами – открытостью всему новому, любовью к путешествиям и отсутствием боязни экспериментировать. Многие из них имеют опыт проживания за границей, обусловленный учебой или прохождением стажировки в международных компаниях. В этой ситуации прививаются западные ценности, а наличие комфортной среды при выборе недвижимости становится важным фактором», — отмечает эксперт.

Что нужно креативному классу

Покупатели, которых можно отнести к «креативному классу», в большинстве своем обращают внимание на два критерия, считает Мария Литинецкая: «Во-первых, в новостройке должно быть продуманное общественное пространство с зонами для отдыха, проведения встреч. Обязательными атрибутами комплекса также становятся кафе, рестораны, модные бары. Во-вторых, хипстеры уделяют не меньшее внимание дизайн-проекту и планировке квартиры или апартамента. В приоритете – открытые пространства с минимумом перегородок, высокие потолки, панорамные окна».

По словам Елены Чегодаевой, вопреки распространенному заблуждению, данная категория покупателей имеет достаточный бюджет, позволяющий реализовать более высокие представления о жилье. «Спросом пользуются варианты с наличием арт-пространств, комьюнити, интересной развлекательной инфраструктурой, — отмечает эксперт. — Если есть возможность, то выбор нередко падает на апартаменты с лофт-архитектурой, концентрирующие на своей территории площадки для мероприятий, коворкинги, «креативные» кафе, галереи, медиа-зоны и т.д. Еще одним аргументом в этом случае становится наличие круглосуточного консьерж-сервиса».

Подходящие новостройки

Для «креативного класса», как и для многих других покупателей, важнейшим фактором является локация. Эти люди стремятся быть в центре культурной активности, поэтому нередко предпочитают селиться неподалеку от арт-кластеров. Правда, в отличие от многих зарубежных городов, где такие пространства нередко формируются «снизу» — в заброшенных, и потому недорогих районах, в Москве они в основном расположены в центре города или недалеко от него. Поэтому в таких местах обычно строятся дорогое жилье. По данным аналитиков компании Insigma, сегодня на первичном рынке жилья премиум- и элит-класса представлено 17 новостроек в радиусе 1,5 км от модных арт-пространств. Это около 600 квартир и апартаментов в новостройках премиум- и элит-класса, что составляет чуть менее 10% от общего объема предложения в высокобюджетном сегменте. Новостройки премиум- и элит-класса были выявлены рядом с шестью культурными пространствами: Центр дизайна Artplay, Центр современного искусства «Винзавод», дизайн-завод Flacon, творческий центр «Арма», Парк Горького и Музей современного искусства «Гараж», арт-кластер «Красный Октябрь». В общей сложности в шаговой доступности от этих культурных центров реализуются 17 жилых и апартаментных комплексов, относящихся к премиум- и элит-классу.

По данным Insigma

Важным критерием выбора для этой целевой аудитории, по словам экспертов, также является архитектура проекта и его инфраструктурное наполнение. «В качестве примера можно привести жилой комплекс бизнес-класса «Пресня Сити», — говорит Мария Литинецкая. — В основу архитектурной концепции данного ЖК положен облик нью-йоркской архитектуры первой половины XX века. Непосредственно перед комплексом, на пересечении улиц Пресненский Вал и Ходынская, застройщик проведет реконструкцию дорожного движения и построит разворотный круг. Внутри него разместится уникальный объект – инсталляция «Красные кони», выполненный в виде фигур лошадей, летящих по радиусу дорожного кольца». Кроме того, на территории комплекса сохранен цех Хлебозавода им. В.П. Зотова, построенный в начале 30-х гг. прошлого века, который в дальнейшем будет реконструирован для размещения в нем арт-галереи, торгового центра, ресторана, фитнеса.

Кроме того, обеспеченные взрослые хипстеры обращают внимание на функционал закрытых общественных зон, создающий внутреннюю среду для общения с себе подобными. «Один из проектов, популярный у «креативного класса», это комплекс апартаментов бизнес-класса SOHO+NOHO. Новостройка примечательна именно своей уникальной для Москвы клубной инфраструктурой, под которую выделено около тысячи квадратных метров, — говорит эксперт. — В приватных переговорных можно провести короткую деловую встречу или домашнюю вечеринку. В зале Play, предназначенном для совместного досуга жителей, можно поиграть в настольные игры, а при желании – трансформировать помещение в кинозал. Homeoffice – рабочее пространство для тех, кто работает удаленно, но не хочет это делать в домашней обстановке».

Представителей «креативного класса» обычно также привлекает использование передовых цифровых технологий в проектах. Елена Чегодаева приводит в пример комплекс апартаментов Loftec. В нем реализована touchpad-система, которая позволяет оплачивать коммунальные услуги и бронировать комьюнити-центр, передаёт сообщения о приезде курьеров и гостей, предоставляет доступ к камерам видеонаблюдения и домофону (всем можно управлять, скачав специальное приложение на телефон). Еще одна востребованная «фишка» – это устройства для подзарядки гаджетов непосредственно на территории комплекса. К примеру, в проекте ONLY предусмотрены специальные скамейки с USB-портом.

В основном подобные проекты представлены в дорогих сегментах не ниже бизнес-класса. «Однако финансовые возможности у всех разные, поэтому наличие элементов комфортной среды, а также интересных общественных пространств можно рассматривать в качестве достаточного аргумента для приобретения жилья. Иными словами, покупатели с меньшим бюджетом вполне готовы рассмотреть новостройки c некой light-версией креативного/развлекательного пространства», — говорит Елена Чегодаева.

В комфортклассе застройщики тоже стараются «зацепить» эту целевую аудиторию техническими «фишками» и наличием необычных пространств. Например, в ЖК «Новый Зеленоград»«Мещерский лес»«Гринада»«Эталон-Сити» на территории будет общая сеть Wi-Fi. На территории Perovsky и «Берёзовые аллеи» предусмотрены необычные скульптуры, посвященные разным видам спорта. Пешеходные аллеи и бульвары, ведущие до значимых точек, есть вжилых комплексах «Лесопарковый» и Greenpark. Собственная набережная с лодочной станцией и рыбацкими мостками будет у жителей «Ривер Парка». А в ЖК «Нормандия» запланирован собственный выход на набережную реки Яузы. Вишенка на торте достается будущим жителям «Селигер Сити», у которых будет собственный парк с искусственным водоёмом в центре жилого комплекса.

Эксперты отмечают, что подобные решения во всех сегментах – не такой уж бесполезный маркетинговый ход. Конечно, людей, для которых эти факторы становятся первоочередными при выборе жилья, не так много. Однако своим образом жизни они продвигают передовые решения и среди других целевых аудиторий, которые при прочих равных выберут более «продвинутый» проект.